Главная > Полезные статьи > Как танцевать на чемпионате
Как танцевать на чемпионате
18.05.2011 23:50

Чемпионаты – неотъемлемая и очень важная часть современных ирландских танцев. И хотя совершенно необязательно участвовать в соревнованиях, чтобы получить удовольствие от танцев, именно они дают мощный стимул к развитию и подталкивают к освоению новых вершин мастерства. Давайте разберёмся, как правильно себя вести и что делать, чтобы участие в соревновании принесло вам не потоки слёз и разочарование, а радость от занятия любимым делом и общения с единомышленниками.


Фещи и оряхтасы
Прежде всего, немного теории. Чтобы принять участие в соревновании танцор должен быть зарегистрирован в проводящей его комиссии (в нашем случае – CLRG), то есть быть прикреплённым к одному из зарегистрированных преподавателей или одной из школ.


Есть несколько основных типов соревнований по ирландским танцам, и все они имеют разный статус. Рядовой локальный чемпионат носит название «feis» (мн.ч. - «feiseanna»), что в переводе с ирландского означает «праздник», а произносится как «фещ» или «феш» (в оригинале конечный звук – это нечто среднее между русским «ш» и «щ»).


Крупные региональные соревнования носят название «oireachtas», что в переводе с ирландского означает «собрание» и произносится как «оряхтас» (с ударением на первом слоге). Оряхтасы проводятся всеми крупными подразделениями CLRG и служат для отбора и квалификации танцоров на чемпионаты более высокого уровня и, в конечном итоге, Чемпионат мира (Oireachtas Rince Na Cruinne), который традиционно проводится весной, на Пасхальной неделе. В силу этого, в оряхтасах принимают участие лучшие танцоры региона, выступающие в категории «open». В случае с континентальной Европой, где ирландскими танцами стали заниматься сравнительно недавно, оряхтас проводится параллельно с обычным фещом.


Соревнования на феще обычно проходят сразу на нескольких сценах, под живую музыку. Перечень категорий более-менее стандартен – танцоры уровней «beginner» и «primary» танцуют рил, лайт-джигу, сингл-джигу, слип-джигу, требл-джигу, хорнпайп (общая продолжительность танца должна составлять 32 такта), один из традиционных сетов и trophy (в этой категории участники исполняют по очереди по 16 тактов любого выбранного ими танца в мягкой или жёсткой обуви). Танцоры уровня «intermediate» танцуют рил, слип-джигу (только девушки), требл-джигу, хорнпайп, традиционный сет. Изредка и в качестве исключения проводятся соревнования по сингл- и лайт-джиге, а также trophy (как правило, на этом уровне танцевать разрешается только танцы в жёсткой обуви). Немного особняком стоит требл-рил, который, скорее, является шоу-категорией: участники, чаще всего независимо от возраста и уровня, исполняют по очереди по 16 тактов рила в жёсткой обуви; при этом в отличие от других соревнований здесь не только не запрещается аплодировать и поддерживать выступающих во время танца, это является негласным правилом хорошего тона.


Групповые соревнования (кейли) рассчитаны на 2, 3, 4 и 6/8 человек. При этом «двойки» и «тройки» являются авторскими (их исполняют под рил продолжительностью 40 тактов), в то время как «четвёрки» и «восьмёрки» (или «шестёрки») должны исполняться в строгом соответствии с Ar Rinci Foirne (обычно достаточно станцевать начало, тело и одну фигуру для ведущих пар, но иногда команды танцуют до звонка). Иногда проводятся также отдельные соревнования по фигурным танцам на 8-16 человек (авторская хореография на основе кейли-движений, подразумевающая сложные и зрелищные перестроения; тема танца должна быть связана с ирландкой историей или культурой) или танцевальной драме (небольшой костюмированный танцевальный спектакль, сюжет которого также так или иначе связан с Ирландией).


Самой интересной и зрелищной частью феща является open championship. Его участники исполняют три танца – сначала жёсткий (требл-джигу или хорнпайп), затем мягкий (рил или слип-джигу) и, наконец, нетрадиционный сет в жёсткой обуви (в отличие от предыдущих двух он танцуется строго по одному, под конкретную мелодию заданной скорости). Продолжительность танца составляет 48 тактов для рила и требл-джиги, 40 тактов – для слип-джиги и хорнпайпа (иногда её сокращают по причине жары, выбивания из графика и других форс-мажорных обстоятельств).


Что касается крупных соревнований, то чаще всего, в силу большого количества участников, они проводятся на протяжении нескольких дней (так, Чемпионат мира длится почти десять). При этом в сольных танцах возрастное деление достаточно мелкое (за исключением первой и последней категорий между собой соревнуются, как правило, участники одного года рождения). На самых масштабных и престижных соревнованиях заранее известно, какой танец нужно танцевать в том или ином возрасте – рил или слип-джигу, требл-джигу или хорнпайп. Соревнуются тут только танцоры уровня «open». Групповые танцы ограничиваются наиболее сложными 8-рукими кейли: участники танцуют 2 танца – рил и джигу, описанные в Ar Rinci Foirne (на некоторых чемпионатах очерёдность танца и фигуру можно выбрать, на других всё решает жребий). Именно на крупных чемпионатах, куда съезжается много танцоров высокого уровня, обычно можно увидеть фигурные танцы и танцевальную драму.


Если сольных танцоров или команд много (а чаще всего так и бывает), устраивается промежуточный отбор, называемый реколлом (от английского «recall» - «вызывать повторно»). Подробнее о том, что такое реколл, можно прочитать в нашем «Словаре терминов».


С чего начать
Все соревнования, независимо от масштаба, имеют согласованный и одобренный Комиссией силлабус, содержащий информацию о сроках и месте проведения, судьях и музыкантах, а также правила и расписание. Заранее ознакомьтесь с этим документом – он поможет вам спланировать своё время (что особенно важно для заграничных поездок) и определиться со списком танцев. Иногда организаторы вводят интересные дополнения в программу феща – фристайл-категории, костюмированные соревнования, пробные комплексные соревнования для intermediate-танцоров, готовящихся к переходу в open, и т.д. – согласитесь, обидно было бы всё это пропустить.


Определившись с танцами, сообщите о своём желании преподавателю – он должен будет зарегистрировать вас, после чего в указанные в силлабусе сроки оплатите взнос. Стоимость участия в соревновании также оговорена в силлабусе: за каждый кейли-танец обычно нужно заплатить 3-4 евро, за соло-танец – 4-5 евро, за трофи и традиционный сет – 5-6 евро, за open championship – 20-25 евро. Участие в крупном соревновании обходится несколько дороже – примерно по 12-15 евро для каждого участника команды и 40 евро – для сольного танцора.


Заранее подумайте о танцевальном костюме или приведите его в порядок. С правилами и рекомендациями, касающимися внешнего вида танцора, а также списком вещей, которые стоит взять с собой на чемпионат, можно ознакомиться в отдельной статье.


Подготовка к выступлению
Всегда приезжайте на место соревнования заблаговременно – оцените свои возможности и прикиньте заранее, сколько времени понадобится вам на укладку волос/надевание парика, макияж, разминку, повторение танцев. Имейте в виду, что чемпионатам бывает свойственно затягиваться – возьмите с собой воду и еду, а также необходимый набор лекарств (на случай, если заболит голова, даст о себе знать старая травма и т.д.).



Прибыв на место, осмотритесь. Если у вас ещё нет номера, получите его у организаторов или своего преподавателя. Узнайте, где расположены раздевалки и места для практики. Разомнитесь, повторите танцы, наложите макияж и приведите в порядок голову.


Внимательно следите за временем и ходом соревнований, чтобы не пропустить свои танцы. Не заставляйте организаторов вас искать (тем более, что не все и не всегда будут это делать) – правила требуют, чтобы вы были рядом со сценой минимум за полчаса до выступления. Разместите в пределах досягаемости все нужные вам вещи, включая танцевальную обувь, канифоль, воду, косметику и т.д. Не забудьте приколоть номер к платью или жилетке так, чтобы судье было хорошо его видно (на сольных танцах он обычно помещается на талии, на «двойках» и «тройках» - на талии «мальчика», на «четвёрках» и «восьмёрках» -  на спине «мальчика» первой ведущей пары). Для надёжности (и безопасности) завяжите шнурки обуви на 2 узла.


Что делать на сцене
Перед каждым из танцев люди, отвечающие за вывод участников на сцену, располагают их друг за другом по возрастанию номеров (если танцоров много, их могут разбить на несколько линий).


В большинстве категорий танцоры выступают в парах, друг за другом и без перерывов. В ожидании выхода на сцену имеет смысл поинтересоваться у соперника направлением его танца – это поможет вам лучше спланировать свои перемещения в пространстве и избежать возможных пересечений и столкновений.


С началом музыки первая пара участников выходит чуть ближе к судье и, отсчитав про себя 8 тактов, начинает танцевать. Следующая по порядку пара выходит на исходную позицию во время последних 4-8 тактов танца предыдущей пары. Обычно участникам помогают сориентироваться в музыке и подсказывают, когда начинать (особенно в категории «beginner»), но всегда лучше учиться полагаться в этом вопросе на самого себя.


Находясь на сцене, помните, что даже если вы ещё (или уже) не танцуете, на вас смотрят люди – стойте красиво, спокойно, не уходите из линии, не делайте лишних телодвижений. Постарайтесь настроиться на нужный лад, возможно, стоит ещё раз повторить в уме танец. Успокоить нервы помогут несколько глубоких вдохов.


Когда придёт ваша очередь танцевать, не забудьте улыбнуться себе, зрителям и судье – поверьте, это преобразит ваш танец и вдохнёт в него жизнь. Старайтесь не терять контроля за происходящим – следите за перемещениями соперника (столкновение является весьма нежелательным – оно не только мешает танцу, но и зачастую рассматривается как ошибка и наказывается штрафными баллами). Старайтесь не выходить за пределы обозначенной сцены (если они соседствуют) – это также может вызвать негативную реакцию: хотя ирландские танцы всегда лучше смотрятся «на просторе», все судьи и преподаватели считают, что танцор должен уметь использовать любое доставшееся ему пространство наиболее эффективным образом. Если вы ошиблись или упали и не можете продолжить танец, как можно быстрее, стараясь не мешать сопернику, поклонитесь судье и отойдите назад в линию. Иногда (особенно в случае с падением) судья может предложить вам станцевать ещё раз.


Закончив танец, быстро (но не теряя достоинства!) поклонитесь судье и вернитесь на своё место в линии – при этом старайтесь не мешать участникам, которые выступают вслед за вами и не загораживать обзор судье. После того, как станцуют все находящиеся в линии танцоры, судья обычно вносит окончательные пометки в протокол и распределяет места на основании выставленных им баллов. Сигналом, разрешающим танцорам покинуть сцену, является звонок колокольчика (после него участники по очереди кланяются судье и музыканту и друг за другом уходят). Кстати, судья может позвонить и по другому поводу – например, когда у танцора развязался шнурок и продолжение танца может привести к травме. Какой бы ни была причина, звонок – это всегда сигнал прервать музыку и остановить танец.


Соревнования по кейли проводятся похожим образом. «Двойки» и «тройки» выступают в порядке возрастания номеров. В зависимости от размеров сцены одновременно могут танцевать одна или две команды (если команд две, необходимо, в отличие от соло, придерживать в процессе танца своей половины сцены). Что касается «четвёрок» и «восьмёрок» («шестёрок»), то их обычно группируют по типу мелодии и танцу. «Четвёрки также могут танцевать по двое, «восьмёрки» всегда танцуют по очереди.


В первом и втором раунде open championship танцоры выступают по двое или даже по трое. Последний раунд, нетрадиционный сет танцуется строго по одному. Все судьи оценивают участников по 100-балльной шкале. Поскольку у каждого из них своя субъективная модель оценки (к примеру, кто-то никогда не поставит танцору больше 80 баллов, а кто-то даже последнее место оценит в 90), была введена система гридов (grid scores), или ирландских очков (Irish points). Она позволяет добиться усреднённого справедливого результата и, к тому же, гарантирует, что один судья-аутсайдер не выведет из борьбы фаворита, получившего высокую оценку у остальных. Система работает следующим образом: выставив абсолютные баллы, судьи рассчитывают гриды – за первое место присуждается 100 гридов, за второе – 75, за третье – 65 и так до 50-го, оценивающегося в 1 грид. Выставление одинаковых оценок нескольким танцорам случается, но крайне нежелательно. Затем гриды складываются и на основании получившихся сумм танцоры распределяются по местам.


Результаты и награждение
По окончании блока соревнований обычно проводится награждение. К этому моменту вы должны находиться в зале, в костюме и парадном виде. Услышав своё имя, нужно выйти на сцену и получить полагающуюся награду. Когда объявят имена всех призёров категории, по команде человека, вручающего медали и кубки, нужно поклониться. Помните, что награждение – это итог и кульминация соревнований, и даже если вы недовольны своим результатом, нужно, по возможности, улыбаться и соблюдать приличия. Не стоит портить другим праздник – и памятные фотографии.


Помните, что в случае, если вы заняли первое место или второе в каком-либо из beginner-танцев, вы больше не имеете права его танцевать (если соревновалось менее 6 человек, результат не влияет на грейдинг). Если в категории было 11 и более человек, танец «закрывают» первые три места (даже в случае присуждения одинаковых мест нескольким танцорам). В категории «primary» и «intermediate» танец закрывает только первое место (в случае 6 и более участников). При этом в «intermediate» запрет действует только до конца текущего года, и если за этот срок танцор не одержит победы в open’е, он может вернуться в intermediate. Выиграв традиционный сет в категории «beginner-primary» (с любым из допустимых танцев), танцор обязан в будущем танцевать сет в категории «intermediate».


Чего ни в коем случает не надо делать
- Злорадствовать, спорить и ругаться с соперниками.
Конечно, соревнования – это почти всегда стресс, но и праздник тоже. И дружелюбная благожелательная атмосфера и вежливое отношение к другим участникам составляют неписанный этический кодекс ирландского танцора. Умейте оценить соперника по достоинству. Подумайте о том, что, прежде всего, все вы здесь потому, что любите ирландские танцы.

- Громко разговаривать и шуметь во время выступлений.
Просто представьте себе, каково было бы вам, если бы шумели во время вашего выступления. Уважайте других – они тоже волнуются и нуждаются в поддержке, а не лишнем отвлекающем факторе.

- Записывать видео и фотографировать во время выступлений.
На исполняемые на чемпионатах танцы распространяется действие авторского права. Удачная хореография и интересные движения являются козырем танцора, и запрет за видео призван затруднить их копирование. Но снимать возбраняется также танцоров своей школы и стандартные кейли из Ar Rinci Foirne. Фото- и видеосъёмка разрешены только на награждениях.

- Возмущаться по поводу решения судьи.
Конечно, утверждать, что судья всегда прав, было бы слишком смело. Но чаще всего у него как минимум есть причина для того или иного решения. Теоретически вы можете подать апелляцию (делается это сразу на месте, в письменной форме и стоит 40 евро), но, возможно, ничего кроме неприятной репутации скандалиста вам это не принесёт. Гораздо достойнее и интеллигентнее будет принять результат. Это одна из вещей, которым учат не только современные ирландские танцы, но и любые соревновательные дисциплины в принципе – стремиться к победе, но с достоинством принимать и поражения.

- Отчаиваться и делать глобальные выводы по результатам одного феща. Любое судейство всегда субъективно – хотя бы потому, что идеальных танцоров очень мало, и свои недостатки и сильные стороны есть у всех. А судьи, в свою очередь, придают разное значение различным аспектам техники и танца. Каким бы ни был результат, не стоит погружаться в пучину отчаяния и депрессии – скорее всего, вам есть, над чем ещё поработать, а неудачные чемпионаты бывают практически у всех. Как неплохо сказал ирландский психолог Шон Коннолли, занимающийся вопросами повышения самооценки танцоров: «Dancers don't quit, and quitters don't dance» («Танцоры не сдаются, а те, кто сдаются – не танцуют»). В любом случае, старание и упорный труд рано или поздно окупят себя.

* при перепечатке ссылка на сайт www.tnn-ceilidh.ru обязательна!
Пожалуйста, уважайте чужой труд!