Как танцевать на чемпионате |
18.05.2011 23:50 |
Чемпионаты – неотъемлемая и очень важная часть современных ирландских танцев. И хотя совершенно необязательно участвовать в соревнованиях, чтобы получить удовольствие от танцев, именно они дают мощный стимул к развитию и подталкивают к освоению новых вершин мастерства. Давайте разберёмся, как правильно себя вести и что делать, чтобы участие в соревновании принесло вам не потоки слёз и разочарование, а радость от занятия любимым делом и общения с единомышленниками. Фещи и оряхтасы Есть несколько основных типов соревнований по ирландским танцам, и все они имеют разный статус. Рядовой локальный чемпионат носит название «feis» (мн.ч. - «feiseanna»), что в переводе с ирландского означает «праздник», а произносится как «фещ» или «феш» (в оригинале конечный звук – это нечто среднее между русским «ш» и «щ»). Крупные региональные соревнования носят название «oireachtas», что в переводе с ирландского означает «собрание» и произносится как «оряхтас» (с ударением на первом слоге). Оряхтасы проводятся всеми крупными подразделениями CLRG и служат для отбора и квалификации танцоров на чемпионаты более высокого уровня и, в конечном итоге, Чемпионат мира (Oireachtas Rince Na Cruinne), который традиционно проводится весной, на Пасхальной неделе. В силу этого, в оряхтасах принимают участие лучшие танцоры региона, выступающие в категории «open». В случае с континентальной Европой, где ирландскими танцами стали заниматься сравнительно недавно, оряхтас проводится параллельно с обычным фещом.
Соревнования на феще обычно проходят сразу на нескольких сценах, под живую музыку. Перечень категорий более-менее стандартен – танцоры уровней «beginner» и «primary» танцуют рил, лайт-джигу, сингл-джигу, слип-джигу, требл-джигу, хорнпайп (общая продолжительность танца должна составлять 32 такта), один из традиционных сетов и trophy (в этой категории участники исполняют по очереди по 16 тактов любого выбранного ими танца в мягкой или жёсткой обуви). Танцоры уровня «intermediate» танцуют рил, слип-джигу (только девушки), требл-джигу, хорнпайп, традиционный сет. Изредка и в качестве исключения проводятся соревнования по сингл- и лайт-джиге, а также trophy (как правило, на этом уровне танцевать разрешается только танцы в жёсткой обуви). Немного особняком стоит требл-рил, который, скорее, является шоу-категорией: участники, чаще всего независимо от возраста и уровня, исполняют по очереди по 16 тактов рила в жёсткой обуви; при этом в отличие от других соревнований здесь не только не запрещается аплодировать и поддерживать выступающих во время танца, это является негласным правилом хорошего тона. Групповые соревнования (кейли) рассчитаны на 2, 3, 4 и 6/8 человек. При этом «двойки» и «тройки» являются авторскими (их исполняют под рил продолжительностью 40 тактов), в то время как «четвёрки» и «восьмёрки» (или «шестёрки») должны исполняться в строгом соответствии с Ar Rinci Foirne (обычно достаточно станцевать начало, тело и одну фигуру для ведущих пар, но иногда команды танцуют до звонка). Иногда проводятся также отдельные соревнования по фигурным танцам на 8-16 человек (авторская хореография на основе кейли-движений, подразумевающая сложные и зрелищные перестроения; тема танца должна быть связана с ирландкой историей или культурой) или танцевальной драме (небольшой костюмированный танцевальный спектакль, сюжет которого также так или иначе связан с Ирландией). Самой интересной и зрелищной частью феща является open championship. Его участники исполняют три танца – сначала жёсткий (требл-джигу или хорнпайп), затем мягкий (рил или слип-джигу) и, наконец, нетрадиционный сет в жёсткой обуви (в отличие от предыдущих двух он танцуется строго по одному, под конкретную мелодию заданной скорости). Продолжительность танца составляет 48 тактов для рила и требл-джиги, 40 тактов – для слип-джиги и хорнпайпа (иногда её сокращают по причине жары, выбивания из графика и других форс-мажорных обстоятельств). Что касается крупных соревнований, то чаще всего, в силу большого количества участников, они проводятся на протяжении нескольких дней (так, Чемпионат мира длится почти десять). При этом в сольных танцах возрастное деление достаточно мелкое (за исключением первой и последней категорий между собой соревнуются, как правило, участники одного года рождения). На самых масштабных и престижных соревнованиях заранее известно, какой танец нужно танцевать в том или ином возрасте – рил или слип-джигу, требл-джигу или хорнпайп. Соревнуются тут только танцоры уровня «open». Групповые танцы ограничиваются наиболее сложными 8-рукими кейли: участники танцуют 2 танца – рил и джигу, описанные в Ar Rinci Foirne (на некоторых чемпионатах очерёдность танца и фигуру можно выбрать, на других всё решает жребий). Именно на крупных чемпионатах, куда съезжается много танцоров высокого уровня, обычно можно увидеть фигурные танцы и танцевальную драму. Если сольных танцоров или команд много (а чаще всего так и бывает), устраивается промежуточный отбор, называемый реколлом (от английского «recall» - «вызывать повторно»). Подробнее о том, что такое реколл, можно прочитать в нашем «Словаре терминов». С чего начать Определившись с танцами, сообщите о своём желании преподавателю – он должен будет зарегистрировать вас, после чего в указанные в силлабусе сроки оплатите взнос. Стоимость участия в соревновании также оговорена в силлабусе: за каждый кейли-танец обычно нужно заплатить 3-4 евро, за соло-танец – 4-5 евро, за трофи и традиционный сет – 5-6 евро, за open championship – 20-25 евро. Участие в крупном соревновании обходится несколько дороже – примерно по 12-15 евро для каждого участника команды и 40 евро – для сольного танцора. Заранее подумайте о танцевальном костюме или приведите его в порядок. С правилами и рекомендациями, касающимися внешнего вида танцора, а также списком вещей, которые стоит взять с собой на чемпионат, можно ознакомиться в отдельной статье. Подготовка к выступлению Прибыв на место, осмотритесь. Если у вас ещё нет номера, получите его у организаторов или своего преподавателя. Узнайте, где расположены раздевалки и места для практики. Разомнитесь, повторите танцы, наложите макияж и приведите в порядок голову. Внимательно следите за временем и ходом соревнований, чтобы не пропустить свои танцы. Не заставляйте организаторов вас искать (тем более, что не все и не всегда будут это делать) – правила требуют, чтобы вы были рядом со сценой минимум за полчаса до выступления. Разместите в пределах досягаемости все нужные вам вещи, включая танцевальную обувь, канифоль, воду, косметику и т.д. Не забудьте приколоть номер к платью или жилетке так, чтобы судье было хорошо его видно (на сольных танцах он обычно помещается на талии, на «двойках» и «тройках» - на талии «мальчика», на «четвёрках» и «восьмёрках» - на спине «мальчика» первой ведущей пары). Для надёжности (и безопасности) завяжите шнурки обуви на 2 узла. Что делать на сцене В большинстве категорий танцоры выступают в парах, друг за другом и без перерывов. В ожидании выхода на сцену имеет смысл поинтересоваться у соперника направлением его танца – это поможет вам лучше спланировать свои перемещения в пространстве и избежать возможных пересечений и столкновений. С началом музыки первая пара участников выходит чуть ближе к судье и, отсчитав про себя 8 тактов, начинает танцевать. Следующая по порядку пара выходит на исходную позицию во время последних 4-8 тактов танца предыдущей пары. Обычно участникам помогают сориентироваться в музыке и подсказывают, когда начинать (особенно в категории «beginner»), но всегда лучше учиться полагаться в этом вопросе на самого себя. Находясь на сцене, помните, что даже если вы ещё (или уже) не танцуете, на вас смотрят люди – стойте красиво, спокойно, не уходите из линии, не делайте лишних телодвижений. Постарайтесь настроиться на нужный лад, возможно, стоит ещё раз повторить в уме танец. Успокоить нервы помогут несколько глубоких вдохов. Когда придёт ваша очередь танцевать, не забудьте улыбнуться себе, зрителям и судье – поверьте, это преобразит ваш танец и вдохнёт в него жизнь. Старайтесь не терять контроля за происходящим – следите за перемещениями соперника (столкновение является весьма нежелательным – оно не только мешает танцу, но и зачастую рассматривается как ошибка и наказывается штрафными баллами). Старайтесь не выходить за пределы обозначенной сцены (если они соседствуют) – это также может вызвать негативную реакцию: хотя ирландские танцы всегда лучше смотрятся «на просторе», все судьи и преподаватели считают, что танцор должен уметь использовать любое доставшееся ему пространство наиболее эффективным образом. Если вы ошиблись или упали и не можете продолжить танец, как можно быстрее, стараясь не мешать сопернику, поклонитесь судье и отойдите назад в линию. Иногда (особенно в случае с падением) судья может предложить вам станцевать ещё раз. Закончив танец, быстро (но не теряя достоинства!) поклонитесь судье и вернитесь на своё место в линии – при этом старайтесь не мешать участникам, которые выступают вслед за вами и не загораживать обзор судье. После того, как станцуют все находящиеся в линии танцоры, судья обычно вносит окончательные пометки в протокол и распределяет места на основании выставленных им баллов. Сигналом, разрешающим танцорам покинуть сцену, является звонок колокольчика (после него участники по очереди кланяются судье и музыканту и друг за другом уходят). Кстати, судья может позвонить и по другому поводу – например, когда у танцора развязался шнурок и продолжение танца может привести к травме. Какой бы ни была причина, звонок – это всегда сигнал прервать музыку и остановить танец. Соревнования по кейли проводятся похожим образом. «Двойки» и «тройки» выступают в порядке возрастания номеров. В зависимости от размеров сцены одновременно могут танцевать одна или две команды (если команд две, необходимо, в отличие от соло, придерживать в процессе танца своей половины сцены). Что касается «четвёрок» и «восьмёрок» («шестёрок»), то их обычно группируют по типу мелодии и танцу. «Четвёрки также могут танцевать по двое, «восьмёрки» всегда танцуют по очереди. В первом и втором раунде open championship танцоры выступают по двое или даже по трое. Последний раунд, нетрадиционный сет танцуется строго по одному. Все судьи оценивают участников по 100-балльной шкале. Поскольку у каждого из них своя субъективная модель оценки (к примеру, кто-то никогда не поставит танцору больше 80 баллов, а кто-то даже последнее место оценит в 90), была введена система гридов (grid scores), или ирландских очков (Irish points). Она позволяет добиться усреднённого справедливого результата и, к тому же, гарантирует, что один судья-аутсайдер не выведет из борьбы фаворита, получившего высокую оценку у остальных. Система работает следующим образом: выставив абсолютные баллы, судьи рассчитывают гриды – за первое место присуждается 100 гридов, за второе – 75, за третье – 65 и так до 50-го, оценивающегося в 1 грид. Выставление одинаковых оценок нескольким танцорам случается, но крайне нежелательно. Затем гриды складываются и на основании получившихся сумм танцоры распределяются по местам. Результаты и награждение Помните, что в случае, если вы заняли первое место или второе в каком-либо из beginner-танцев, вы больше не имеете права его танцевать (если соревновалось менее 6 человек, результат не влияет на грейдинг). Если в категории было 11 и более человек, танец «закрывают» первые три места (даже в случае присуждения одинаковых мест нескольким танцорам). В категории «primary» и «intermediate» танец закрывает только первое место (в случае 6 и более участников). При этом в «intermediate» запрет действует только до конца текущего года, и если за этот срок танцор не одержит победы в open’е, он может вернуться в intermediate. Выиграв традиционный сет в категории «beginner-primary» (с любым из допустимых танцев), танцор обязан в будущем танцевать сет в категории «intermediate». Чего ни в коем случает не надо делать * при перепечатке ссылка на сайт www.tnn-ceilidh.ru обязательна! |