Главная > Полезные статьи > История ирландских танцев, часть 2
История ирландских танцев, часть 2
21.06.2011 01:28

Как уже говорилось, очень часто заимствованные из других культур элементы на ирландской земле обретают новую жизнь и неповторимый национальный колорит. И, пожалуй, наиболее яркий пример – это сеты, которые уже почти 200 лет являются важной и неотъемлемой частью ирландской жизни.



От французских кадрилей к ирландским сетам

Доподлинно известно, что прообразом сетов (в данном случае речь идёт о групповых народных танцах) послужили французские кадрили, которые, в свою очередь, происходят от популярного в первой половине 18 века котильона. Эти танцы были невероятно популярны в Париже во времена Наполеона, и вполне закономерно, что солдаты победившей армии Веллингтона принесли их с собой в Англию и Ирландию в 1816-1820 годах. Сначала кадрили танцевали, преимущественно, на балах в домах английских землевладельцев, однако постепенно из Пейла они распространились по всей Ирландии и, будучи переложенными на значительно более энергичные рилы и джиги, изменились до неузнаваемости, получив заодно и новое название.


Значительную роль в распространении сетов сыграли всё те же мастера танцев, которые придумывали новые шаги, а часто и новые фигуры. Брендан Бретнах (Brendan Breathnach) в своей книге 1983 года «Танцы в Ирландии» («Dancing in Ireland») говорит о том, что Рыцарь Глина (наследный титул лимерикской династии Фитцджеральдов) приказал всем преподавателям на подвластных ему землях обучать народ кадрилям. Осилить замысловатые сольные танцы было под силу далеко не всем ученикам, зато сеты могли танцевать все, и скоро они стали любимым видом досуга в деревнях по всей стране.


В 19 веке в каждой конкретной деревне или местности танцевали довольно ограниченный набор сетов – зачастую вообще один, но зато его знали все. Сегодня, глядя на названия этих танцев, которых известно в общей сложности более сотни, не составляет труда определить их происхождение: West Kerry Set, Antrim Square, Connemara Reel, Ballyvourney Jig, Corofin Plain, Sliabh Luachra... (Хотя бывают, конечно, и сюрпризы – так, считается, что популярный сет Clare Lancers сочинил в 1817 году француз-танцмейстер месье Дюваль – для расквартированного в Дублине полка уланов.) Помимо характерных фигур и шагов в каждой местности могли практиковаться своя манера и свои «фишечки», многие из которых сохранились и по сей день – они придают этим танцам удивительное очарование.


Но вернёмся в 19 век. В то время танцы было принято устраивать на перекрёстках дорог (обычно вечером в воскресенье). Таким образом, жители разных деревень получали нечастую возможность пообщаться друг с другом, а молодёжь – присмотреть себе будущую жену или мужа. Правила приличия обязывали участников менять партнёра после каждого танца – если, конечно, речь не шла о супругах или женихе с невестой.


И всё же, несмотря на это церковь считала сеты – как, в общем, и обучение танцам в принципе, - греховным делом, поэтому со временем они перекочевали в помещение. Это нашло отражение в названиях многих сетовых фигур и элементов – house around (дословно – «по дому»), house inside («внутри дома»), dance at home («танец дома», то есть на месте), face the hob («лицом в камин»). В этой связи будет уместно упомянуть, что термин house around является сокращением от выражения «Around the house - and mind the dresser!» («Кружимся по комнате - и осторожней с комодом!»). Все остальные термины такого типа (house inside, house across) возникли уже, когда за глаголом «house» прочно закрепилось значение «кружиться в парах».


А тем временем приближался 20 век, и хотя о независимости от англичан ирландцы не переставали говорить с самого момента их прихода в страну, именно в это время многие общественные деятели обратили самое пристальное внимание на культуру. Всё чаще стали раздаваться разговоры о сохранении ирландского языка и национальной самобытности.


Гэльское Возрождение и появление кейли

31 июля 1893 году в Дублине была основана новая организация, получившая название Гэльская Лига (по-ирландски – Conradh na Gaeilge). Её идейным вдохновителем был Дуглас Хайд (Douglas Hyde) (сын священника ирландской англиканской церкви), а изначальной задачей – развитие и поддержка ирландского языка и литературы.


Нельзя сказать, что опасения деятелей Лиги были беспочвенны – на протяжении всего 19 века ирландский стремительно сдавал свои позиции. Тут сказались и введение системы национальных школ, где ирландский был попросту запрещён вплоть до 1871 года, и Великий Голод (An Gorta Mór) 1845-1852 годов и последовавшая за ним массовая эмиграция, наиболее сурово ударившие по бедным сельским ирландскоговорящим районам (гэлтахтам – gaeltacht). Ряд политических лидеров считал, что ирландский язык тянет страну назад – в отличие от английского, «языка будущего». Известно также, что многие родители усиленно поощряли изучение и использование своими детьми английского; ирландский же считался чем-то вроде клейма. Активисты Лиги стремились изменить это грустное положение вещей.


Однако языком и литературой деятельность активистов Гэльского Возрождения не ограничивалась. В 1897 году Лига организовала первый вечер музыки и танцев – céilí, который прошёл, как ни странно, в Лондоне, в Bloomsbury Hall. Поначалу на подобных мероприятиях танцевали всё те же сеты, кадрили и вальсы, однако очень скоро французское прошлое сетов перестало устраивать членов Лиги, и они поставили себе задачу найти и популяризировать танцы более ирландского происхождения. Так появились танцы, получившие общее название «кейли» - от ирландского слова «céilí» (мн.ч. «ceilithe»), означающего весёлый праздник с музыкой и танцами.


До сегодняшнего дня одной из любимых тем для споров является вопрос: придумали ли деятели Лиги танцы кейли сами или действительно раскопали их по деревням и весям. Однозначного ответа, по прошествии стольких лет, добиться уже, судя по всему, не удастся. Несомненно одно – в названиях, формациях и идеях, заложенных в этих танцах, любовь к Ирландии и стремление сохранить её культурное наследие определённо прослеживаются. Скорее всего, большинство кейли основаны на реальном материале, но определённая обработка, унификация и обобщение при этом всё же проводились. Изменился и стиль, в котором эти танцы изначально исполнялись.


В 1902 году два известных мастера, О’Киф (O'Keeffe) и О’Брайен (O'Brien) опубликовали своё «Руководство по ирландским танцам» («A Handbook of Irish Dances»). Удивительным образом в этой относительно мало известной книге содержатся, по сути дела, все принципы современных кейли: авторы призывают следить за грациозностью исполнения, синхронностью движений, симметрией фигур, таймингом. Упоминаются и описываются основные базовые движения, такие как сайдстеп (sidestep), райзинг-степ (rising step). Почти все описанные групповые танцы состоят из lead around’а, тела, фигур и финала. Они подразделены на несколько групп: линейные, рилы и джиги на четверых, рилы на шестерых, рилы и джиги на восьмерых, также упоминаются рилы на 12 и 16 человек. И во многих из них без труда угадываются танцы, вошедшие в одну из трёх редакций Ar Rinci Foirne (первая вышла в печать лишь 40 лет спустя), – некоторых практически без изменений, другие – в объединённом или расширенном виде, третьи – под новым названием.


В работе О’Кифа и О’Брайена говорится о происхождении каждого из описанных танцев: многие из них были записаны со слов Тайга Шигана Уа Сулеваня (Tadgh Sheaghain Ua Suileabhain), мастера танца из Гленби (Glenbeigh), Керри, также авторы ссылаются на уже упоминавшегося профессора Патрика Д. Рейди (Patrick D. Reidy); Джона О’Рейлли (John O'Reilly) из Киллорглина (Killorglin), Керри; Патрика Галахера (Patrick Gallagher) из Баллатранга (Ballaghtrang), Донегол; Томаса Данахера (Thomas Danaher) из Мунегея (Moonegay), Лимерик; Ричарда А. Фоли (Richard A. Foley) из Кнокмонли (Knockmonlea), Корк и т.д.. При этом упоминается не только место происхождения танца, но и место, где он был записан.


Как и сеты до них, танцы нового стиля постепенно завоёвывали популярность – Гэльская Лига всячески этому способствовала, организуя танцевальные вечера (ceili) и соревнования (feis). В 1897 году в Дублине состоялся первый фестиваль ирландского языка и культуры – Oireachtas na Gaeilge, на протяжении последующих 35 лет бывший крупнейшим событием для ирландских танцев нового стиля. А в 1898 году в Макруме (Macroom), графство Корк, прошёл первый фещ. Число участников обоих этих мероприятий, согласно авторитетному историку ирландских танцев Джону Каллинану (John Cullinane), не превышало 10 человек.


В 20-х годах 20 века по инициативе Лиги началось регулярное обучение детей кейли. В Корке и Лейнстере появились ассоциации преподавателей. В 1930 году была основана Комиссия по ирландским танцам (An Coimisiún le Rincí Gaelacha), взявшая на себя организацию всех танцевальных мероприятий. В 1933 году был составлен первый рукописный список членов комиссии, в который вошли 32 преподавателя и 27 судей. В 1943 году была введена экзаменационная система - по итогам нескольких тестов успешные кандидаты получали преподавательский сертификат T.C.R.G (Teastas Coimisiún le Rincí Gaelacha) и судейский - A.D.C.R.G (Árd Diploma Coimisiún le Rincí Gaelacha).


Тем временем церковь продолжала активные нападки на сеты, которые в её представлении ассоциировались с выпивкой и неподобающим поведением (более строгие и аристократичные по форме и подразумевающие менее близкий контакт с партнёром кейли получали гораздо большее одобрение). В 1935 году был введён в действие Закон о публичных залах (Public Dance Halls Act), согласно которому официально устраивать танцевальные мероприятия разрешалось только в помещениях, получивших специальную лицензию (и обязанных платить налоги). А единственным человеком, способным получить лицензию, подчас оказывался священник. Этот закон нанёс серьёзный удар по сетам и во многих районах о них забыли на несколько десятилетий. Тем не менее, в отдельных областях – таких как Шлив Лухра на границе графств Корк и Керри, а также западный Клер – сетовая традиция не прерывалась не смотря ни на что.


Наступило время безоговорочной популярности кейли. В 1939 году CLRG издала свой первый сборник Ar Rinci Foirne под редакцией Томаса О’Фарелли (Tomás Ó Faircheallaigh). Вторая часть сборника вышла в свет в 1943 году, помимо уже упоминавшихся танцев из «A Handbook of Irish Dances» в него вошли Trip to the Cottage, Sweets of May и Three Tunes, информация о которых была предоставлена Нан Куинн (Nan Quinn) из Бессбрука (Bessbrook), графство Армаг.


В 1953 году на ирландском радио (Radio Éireann) стартовала передача «Take the Floor», ведущим которой был знаменитый «Дин Джо» (Денис Фитцгиббон (Denis Fitzgibbon), проводивший в прямом эфире мастер-классы по кейли. В начале 60-х на ирландском телевидении (Teilifís Éireann) начали выходить программы Beirt Eile и Club Céilí, также посвящённые групповым танцам нового стиля. А одним из наиболее важных кейли-событий года был Чемпионат Ирландии (Oireachtas Rince na hÉireann), проходивший в Mansion House в Дублине.

Эволюция ирландских сольных танцев

Что же происходило тем временем с ирландскими сольными танцами? В начале века можно было выделить три характерных региональных стиля – мюнстерский, превалировавший на юго-западе Ирландии, коннахтский, распространённый в Коннемаре, на Аранских островах, а также гэлтахте Рах Кайрн (Rath Cairn) в восточном графстве Мит (где, впрочем, жили всё те же переселенцы из Коннемары). Существовал и так называемый ульстерский стиль, родиной которого является Донегол на севере Ирландии.


Если говорить о различиях между этими тремя стилями, то в Мюнстере было принято танцевать на полупальцах, в то время как в Коннемаре танцор оставался на практически плоской стопе и активно задействовал каблук (ещё одна отличительная черта этой школы – энергичные движения рук и корпуса). На севере же танцевали в целом под более медленную музыку, но зато с большим количеством украшений (в частности, упоминаются драмсы (drums) – повторяющиеся попеременные касания пола носком и пяткой свободной от веса ноги).


Мюнстерскую манеру в конечном итоге взяла на вооружение An Coimisiún le Rincí Gaelacha – именно на её основе возникли танцы нового стиля. Коннемарский (или коннахтский) же стиль стали по контрасту называть шан-носом (от ирландского sean nos – «старый стиль»). Об ульстерском стиле известно довольно мало – судя по всему, в чистом виде он практически не сохранился, но определённые элементы его можно увидеть как в современных ирландских танцах, так и в шан-носе.


В то время как основная идея шан-носа, заключалась в сохранении традиционной манеры, танцы нового стиля непрерывно развивались – в основном, благодаря соревнованиям, которые активно организовывали Гэльская Лига и в последствии An Coimisiún le Rincí Gaelacha. Менялся стиль исполнения: движения ног становились всё более энергичными, в то время как руки становились всё более неподвижными (если на фотографиях начала века можно увидеть танцоров с рукой на поясе, то в 50-е годы, согласно уже упоминавшемуся Джону Каллинану, эта практика полностью исчезла - судьи отдавали предпочтение танцорам, державшим руки вдоль тела, считая, что это позволяет им полностью сосредоточиться на движениях ног). Менялись и костюмы танцоров.



В самом конце 19 века Гэльская Лига ввела для женщин моду на костюмы в стиле Colleen Bawn, состоявшие из платья, передника и плаща с капюшоном. В начале 20 века на смену им пришли белые платья с вышивкой на лифе и белым плащиком; вместо туфель для отдельных видов танцев с 1924 года стали использовать мягкие балетки (как женщины, так и мужчины). К 30-м годам 20 века стандартом было однотонное платье с небольшим квадратным плащиком, крепившимся к платью с помощью брошей или булавок, и традиционной вышивкой (со временем вышивки становилось всё больше, цвета и ткани также становились более разнообразными). Некоторое время у женщин были популярны жакеты, надевавшиеся поверх платья или юбки с блузкой, а также береты, украшенные перьями или лентами. Вплоть до 80-х продержалась мода на длинные верёвочные пояса с кисточками.


Что касается мужского костюма, то в погоне за ирландской самобытностью члены Гэльской Лиги ненароком ввели в обиход шотландские килты. До сих пор встречаются разные мнения на счёт того, были ли в Ирландии свои килты, но в целом исследователи сходятся на том, что какие-либо указания на них в источниках отсутствуют, а так называемый lein, представляющий из себя однотонную тунику, по крайней мере в 12 веке мужчинами уже носился поверх брюк. Тем не менее, для деятелей Гэльского Возрождения этот предмет одежды стал знаковым. Известно, что в 1908 году ученики Enda’s College стали носить его как на занятиях, так и во время танцев, бывших частью программы обучения. В начале 20-х килт стал частью мужского танцевального костюма школы авторитетного дублинского преподавателя Лили Комерфорд (Lily Comerford). А в 1924 году в Дублине на Играх Тальтиу (Tailteann Games), получивших своё название от старинного ирландского праздника в честь богини урожая, килты использовали уже танцоры со всей Ирландии. К 30-м килт и твидовый пиджак повсеместно вошли в танцевальную мужскую моду.


Примерно в то же время – как среди мужчин, так и среди женщин – стало модным прикалывать медали за победу в танцевальных соревнованиях прямо на костюм. (Отметим, что также наградой танцорам с начала 20 века служили богато декорированные широкие пояса.) В 50-х и 60-х частью ирландского танцевального костюма могли быть даже Аранские свитера (!), вязаные шапки и пояса. Очевидно, что долго эта странная мода не продержалась – как бы аутентично не выглядели танцоры, танцевать в толстой шерстяной одежде было всё-таки весьма затруднительно.


Наталья Малышева




Начало статьи об истории ирландских танцев читайте здесь.

* при перепечатке ссылка на сайт www.tnn-ceilidh.ru обязательна!
Пожалуйста, уважайте чужой труд!