История ирландских танцев, часть 2 |
21.06.2011 01:28 |
От французских кадрилей к ирландским сетам Доподлинно известно, что прообразом сетов (в данном случае речь идёт о групповых народных танцах) послужили французские кадрили, которые, в свою очередь, происходят от популярного в первой половине 18 века котильона. Эти танцы были невероятно популярны в Париже во времена Наполеона, и вполне закономерно, что солдаты победившей армии Веллингтона принесли их с собой в Англию и Ирландию в 1816-1820 годах. Сначала кадрили танцевали, преимущественно, на балах в домах английских землевладельцев, однако постепенно из Пейла они распространились по всей Ирландии и, будучи переложенными на значительно более энергичные рилы и джиги, изменились до неузнаваемости, получив заодно и новое название. Значительную роль в распространении сетов сыграли всё те же мастера танцев, которые придумывали новые шаги, а часто и новые фигуры. Брендан Бретнах (Brendan Breathnach) в своей книге 1983 года «Танцы в Ирландии» («Dancing in Ireland») говорит о том, что Рыцарь Глина (наследный титул лимерикской династии Фитцджеральдов) приказал всем преподавателям на подвластных ему землях обучать народ кадрилям. Осилить замысловатые сольные танцы было под силу далеко не всем ученикам, зато сеты могли танцевать все, и скоро они стали любимым видом досуга в деревнях по всей стране. В 19 веке в каждой конкретной деревне или местности танцевали довольно ограниченный набор сетов – зачастую вообще один, но зато его знали все. Сегодня, глядя на названия этих танцев, которых известно в общей сложности более сотни, не составляет труда определить их происхождение: West Kerry Set, Antrim Square, Connemara Reel, Ballyvourney Jig, Corofin Plain, Sliabh Luachra... (Хотя бывают, конечно, и сюрпризы – так, считается, что популярный сет Clare Lancers сочинил в 1817 году француз-танцмейстер месье Дюваль – для расквартированного в Дублине полка уланов.) Помимо характерных фигур и шагов в каждой местности могли практиковаться своя манера и свои «фишечки», многие из которых сохранились и по сей день – они придают этим танцам удивительное очарование.
И всё же, несмотря на это церковь считала сеты – как, в общем, и обучение танцам в принципе, - греховным делом, поэтому со временем они перекочевали в помещение. Это нашло отражение в названиях многих сетовых фигур и элементов – house around (дословно – «по дому»), house inside («внутри дома»), dance at home («танец дома», то есть на месте), face the hob («лицом в камин»). В этой связи будет уместно упомянуть, что термин house around является сокращением от выражения «Around the house - and mind the dresser!» («Кружимся по комнате - и осторожней с комодом!»). Все остальные термины такого типа (house inside, house across) возникли уже, когда за глаголом «house» прочно закрепилось значение «кружиться в парах». А тем временем приближался 20 век, и хотя о независимости от англичан ирландцы не переставали говорить с самого момента их прихода в страну, именно в это время многие общественные деятели обратили самое пристальное внимание на культуру. Всё чаще стали раздаваться разговоры о сохранении ирландского языка и национальной самобытности. Гэльское Возрождение и появление кейли
Нельзя сказать, что опасения деятелей Лиги были беспочвенны – на протяжении всего 19 века ирландский стремительно сдавал свои позиции. Тут сказались и введение системы национальных школ, где ирландский был попросту запрещён вплоть до 1871 года, и Великий Голод (An Gorta Mór) 1845-1852 годов и последовавшая за ним массовая эмиграция, наиболее сурово ударившие по бедным сельским ирландскоговорящим районам (гэлтахтам – gaeltacht). Ряд политических лидеров считал, что ирландский язык тянет страну назад – в отличие от английского, «языка будущего». Известно также, что многие родители усиленно поощряли изучение и использование своими детьми английского; ирландский же считался чем-то вроде клейма. Активисты Лиги стремились изменить это грустное положение вещей.
До сегодняшнего дня одной из любимых тем для споров является вопрос: придумали ли деятели Лиги танцы кейли сами или действительно раскопали их по деревням и весям. Однозначного ответа, по прошествии стольких лет, добиться уже, судя по всему, не удастся. Несомненно одно – в названиях, формациях и идеях, заложенных в этих танцах, любовь к Ирландии и стремление сохранить её культурное наследие определённо прослеживаются. Скорее всего, большинство кейли основаны на реальном материале, но определённая обработка, унификация и обобщение при этом всё же проводились. Изменился и стиль, в котором эти танцы изначально исполнялись.
В работе О’Кифа и О’Брайена говорится о происхождении каждого из описанных танцев: многие из них были записаны со слов Тайга Шигана Уа Сулеваня (Tadgh Sheaghain Ua Suileabhain), мастера танца из Гленби (Glenbeigh), Керри, также авторы ссылаются на уже упоминавшегося профессора Патрика Д. Рейди (Patrick D. Reidy); Джона О’Рейлли (John O'Reilly) из Киллорглина (Killorglin), Керри; Патрика Галахера (Patrick Gallagher) из Баллатранга (Ballaghtrang), Донегол; Томаса Данахера (Thomas Danaher) из Мунегея (Moonegay), Лимерик; Ричарда А. Фоли (Richard A. Foley) из Кнокмонли (Knockmonlea), Корк и т.д.. При этом упоминается не только место происхождения танца, но и место, где он был записан.
В 20-х годах 20 века по инициативе Лиги началось регулярное обучение детей кейли. В Корке и Лейнстере появились ассоциации преподавателей. В 1930 году была основана Комиссия по ирландским танцам (An Coimisiún le Rincí Gaelacha), взявшая на себя организацию всех танцевальных мероприятий. В 1933 году был составлен первый рукописный список членов комиссии, в который вошли 32 преподавателя и 27 судей. В 1943 году была введена экзаменационная система - по итогам нескольких тестов успешные кандидаты получали преподавательский сертификат T.C.R.G (Teastas Coimisiún le Rincí Gaelacha) и судейский - A.D.C.R.G (Árd Diploma Coimisiún le Rincí Gaelacha).
Наступило время безоговорочной популярности кейли. В 1939 году CLRG издала свой первый сборник Ar Rinci Foirne под редакцией Томаса О’Фарелли (Tomás Ó Faircheallaigh). Вторая часть сборника вышла в свет в 1943 году, помимо уже упоминавшихся танцев из «A Handbook of Irish Dances» в него вошли Trip to the Cottage, Sweets of May и Three Tunes, информация о которых была предоставлена Нан Куинн (Nan Quinn) из Бессбрука (Bessbrook), графство Армаг.
В 1953 году на ирландском радио (Radio Éireann) стартовала передача «Take the Floor», ведущим которой был знаменитый «Дин Джо» (Денис Фитцгиббон (Denis Fitzgibbon), проводивший в прямом эфире мастер-классы по кейли. В начале 60-х на ирландском телевидении (Teilifís Éireann) начали выходить программы Beirt Eile и Club Céilí, также посвящённые групповым танцам нового стиля. А одним из наиболее важных кейли-событий года был Чемпионат Ирландии (Oireachtas Rince na hÉireann), проходивший в Mansion House в Дублине. Эволюция ирландских сольных танцев Что же происходило тем временем с ирландскими сольными танцами? В начале века можно было выделить три характерных региональных стиля – мюнстерский, превалировавший на юго-западе Ирландии, коннахтский, распространённый в Коннемаре, на Аранских островах, а также гэлтахте Рах Кайрн (Rath Cairn) в восточном графстве Мит (где, впрочем, жили всё те же переселенцы из Коннемары). Существовал и так называемый ульстерский стиль, родиной которого является Донегол на севере Ирландии. Если говорить о различиях между этими тремя стилями, то в Мюнстере было принято танцевать на полупальцах, в то время как в Коннемаре танцор оставался на практически плоской стопе и активно задействовал каблук (ещё одна отличительная черта этой школы – энергичные движения рук и корпуса). На севере же танцевали в целом под более медленную музыку, но зато с большим количеством украшений (в частности, упоминаются драмсы (drums) – повторяющиеся попеременные касания пола носком и пяткой свободной от веса ноги). Мюнстерскую манеру в конечном итоге взяла на вооружение An Coimisiún le Rincí Gaelacha – именно на её основе возникли танцы нового стиля. Коннемарский (или коннахтский) же стиль стали по контрасту называть шан-носом (от ирландского sean nos – «старый стиль»). Об ульстерском стиле известно довольно мало – судя по всему, в чистом виде он практически не сохранился, но определённые элементы его можно увидеть как в современных ирландских танцах, так и в шан-носе. В то время как основная идея шан-носа, заключалась в сохранении традиционной манеры, танцы нового стиля непрерывно развивались – в основном, благодаря соревнованиям, которые активно организовывали Гэльская Лига и в последствии An Coimisiún le Rincí Gaelacha. Менялся стиль исполнения: движения ног становились всё более энергичными, в то время как руки становились всё более неподвижными (если на фотографиях начала века можно увидеть танцоров с рукой на поясе, то в 50-е годы, согласно уже упоминавшемуся Джону Каллинану, эта практика полностью исчезла - судьи отдавали предпочтение танцорам, державшим руки вдоль тела, считая, что это позволяет им полностью сосредоточиться на движениях ног). Менялись и костюмы танцоров.
Начало статьи об истории ирландских танцев читайте здесь. * при перепечатке ссылка на сайт www.tnn-ceilidh.ru обязательна! |